Ателье в Санкт-Петербурге.

Ателье в Санкт-Петербурге.

Ателье – слово, заимствованное из французского языка, которое  обозначает мастерскую  людей, занимающихся искусством  или художественным ремеслом. В русском языке слово «ателье» стало известно в конце XIX века со значением «мастерская художника, живописца». С более широким значением как «мастерская по пошиву одежды», «мастерская живописца, скульптора или фотографа» слово «ателье» начинает употребляться с 30-х годов XX века.

Ателье в Санкт-Петербурге  появились в первой половине XVIII-ого века. Петр I очень хотел создать город европейского образца  и начал  приглашать в Петербург иностранных мастеров, в том числе, и швейного дела. Изначально ателье занималось пошивом гобеленов и штор. Гобелен - это также французское слово, которое означает  сотканный вручную ковер с живописным сюжетом. Созданием одежды занимались в основном частные портные. Швейные мастерские по пошиву одежды создавались  по образцу французских и итальянских. В то время в Европе  именно эти страны считались ведущими  в швейной отрасли. Мастера из этих стран приезжали в Петербург и открывали свои собственные ателье. Тогда это был в основном семейный бизнес, и русских брали только в ученики и подмастерья.  Ателье с иностранными  портными были новинкой для петербургского населения и сразу же стали пользоваться спросом. Но быть их клиентами могли только состоятельные люди. А если речь шла об ателье с хорошей репутацией, то обязательно была нужна рекомендация знакомых.

Развитие швейного дела не стоит на месте. В XIX веке Санкт-Петербург становится модной столицей.  Кроме промышленного производства развивается индивидуальное, открываются модные дома и швейные мастерские. Здесь же открывается и первый обувной магазин. В 1864 году открылась женская профессиональная школа Императорского человеколюбивого общества, занимающаяся благотворительностью,  а в 1892 году преобразована в профессиональную школу, где девочек обучали по программе двухклассных сельских училищ и приобщали к ремеслам – портняжному и белошвейному (курс 4 года). Бесплатно принимались девочки из приютов Императорского человеколюбивого общества. Женская профессиональная школа носила имя Е. И. В. Вел. КН. Татьяны Николаевны и принадлежала Попечительству  для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство. Воспитывались 93 девицы. В 1895 году на Загородном проспекте  была открыта  мастерская дамских нарядов  для усовершенствования  воспитанниц  в ремеслах. В Петербурге строго следовали за модой, и мелкопоместное дворянство старалось тянуться за столичным, но одевалось с некоторым отставанием. Большая часть купечества и городской бедноты носила по – прежнему русский костюм, который, однако, подвергся влиянию модного направления. В основном, это было заметно в костюмах купеческой молодежи. Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века. Петербург был одним из первых по производству готового платья в царской России конца XIX века. Крупных швейных предприятий было немного, в основном одежду производили работники–кустари из мелких мастерских. По большей части они выполняли казенные заказы. Шили обмундирование, снаряжение, белье для воинских частей. Многие из этих производителей были и владельцами магазинов готового платья, обуви и галантереи. Носить готовое платье считалось уделом людей, ограниченных  в средствах. Богатые же отдавали предпочтение одежде на заказ. Шитье на дому считалось важным элементом женского образования. Выпускники школ кройки и шитья получали аттестаты. Эти документы давали право им работать закройщиками и открывать частные школы швейного мастерства.

К началу ХХ века одна из улиц Петербурга, а именно Троицкая улица (впоследствии – улица Рубинштейна),  заслужила  репутацию одного из центров моды города. На придворный высший свет работали лучшие модные дома Петербурга, их было три: дом Бризак, Анны Гиндус и Ольги Бульденковой. Купцы, чиновники, которые считались средним классом, обшивались в небольших ателье, мастерских или у портных по модным выкройкам. Многие ателье Санкт-Петербурга находились именно на Троицкой улице и в соседних переулках - Графском, Щербакове и Чернышёвом. Здесь  аренда  была гораздо дешевле , чем на  Невском и Литейном проспектах. В справочнике «Весь Петербург» за 1912 год указано, что из 120 с лишним модных ателье Петербурга 41 заведение располагалось на Троицкой улице. Практически в каждом доме здесь имелось ателье по пошиву, а иногда и несколько. Конкуренция на Троицкой улице была очень острой, и клиент мог переходить из дома в дом вдоль всей улицы, выбирая мастера и цену.
Была представлена на Троицкой улице и редакция журнала мод «Женский парижский шик». Революция 1917 года положила конец прежнему миру, и завершилась и целая эпоха в истории русской  моды: большинство заказчиков эмигрировали, разорились, наступила эра массового производства одежды…

К началу 1930-х годов из магазинов исчезают вещи первой необходимости: чулки, белье, верхняя одежда, купить негде, носить нечего. Роскошное ателье Петербурга на Невском проспекте (тогда – на проспекте 25 Октября) служило прежде всего семьям крупных партийных работников и актерской элите.

В конце 1940-х годов  появляются "стиляги". Они одеваются в яркую одежду и испытывают симпатию к американскому образу жизни.  Их считают надменными и недалекими, изображают карикатурно и высмеивают в кино.

В середине XX века произошло изменение значимости моды в обществе. К этому времени  позади остались сложные полвека потрясений: Первая и Вторая мировые войны, мировой экономический кризис, а впереди - подъём промышленности, выход из режима "жесткой экономии",  и тяга к красоте и женственности. Это время стало расцветом творчества двух величайших дизайнеров мировой моды - Кристиана Диора и Коко Шанель.  

В настоящее время, чтобы стать клиентом ателье Санкт-Петербурга, никаких рекомендаций не потребуется, достаточно знать адрес и телефон  швейной мастерской. Результат, конечно, будет зависеть не только от мастерства швеи, но и от ваших представлений о том, что Вы хотите сшить. Модные дома, интернет, телевидение, журналы о моде предлагают нам экспериментировать и развивать фантазию. По всеобщему мнению именно это и позволяет создать каждому свой стиль.

Современное ателье Санкт-Петербурга, в отличие от своих исторических предшественников, занимается не только профессиональным пошивом на заказ, но и другими услугами: ремонтом одежды, художественной штопкой, пошивом и ремонтом изделий из кожи и меха, пошивом и ремонтом головных уборов. В Санкт-Петербурге ателье действуют не только  самостоятельно, но и в составе салона бытовых услуг, который предлагает различные виды сервиса для населения.

Мы живем в одном из красивейших городов, культурной столице нашей Родины, который стал густонаселенным и живет в бешеном ритме. Часто занятым людям не хватает лишней минутки заглянуть в магазин. Вот почему ателье в Санкт-Петербурге, которые так экономят наше время, открывается все больше и больше. История развития ателье насчитывает несколько веков, и можно с уверенностью сказать, что никогда не прервется. Обращайтесь в ателье и будьте красивыми, индивидуальными и неповторимыми!

 

Время летит быстро, мы только искорки, которые желают блеснуть как можно ярче, прежде чем угаснут на ветру, одежда   это блеск. с. Джанни Версаче.

 

Дом мод "Textile design". Пошив одежды на заказ. 


Theme courtesy of Killerthemes